Короткая справка

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) образовано в 2004 году.

Развитие рыночных механизмов в Российской Федерации, начатое еще в 90-х годах, предусматривало внедрение ряда экономических моделей, основанных на принципах конкуренции во всех отраслях народного хозяйства, в том числе тех, которые исторически были беспрецедентно централизованы и монополизированы. К ним относились электроэнергетика, топливно-энергетический комплекс, транспорт, в том числе железнодорожный.

Уникальность задачи реформирования железнодорожного транспорта заключалась в том, что нигде ранее в мировой практике не встречалось изменение экономической модели хозяйствующего субъекта такого масштаба, каким на начало реформы являлось МПС. По сути, предстояло коммерциализировать организацию, сопоставимую по масштабам и размаху деятельности с вооруженными силами России. При этом в силу инфраструктурных особенностей и специфики внутренних процессов, эта организация обладала колоссальной «массивностью», не сопоставимой ни с одной другой организацией, представляющей иные отрасли народного хозяйства.

Первым шагом на пути к решению данной задачи стало изменение организационно-правового статуса основной части хозяйствующего субъекта (МПС), с образованием ОАО «РЖД». При этом в системе государственного аппарата, в частности, в Министерстве транспорта, параллельно было создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта, основной целью которого была заявлена реализация государственной политики Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта. Это было необходимо, поскольку функцией субъекта рыночных отношений, каким стало ОАО «РЖД», являлось развитие собственной эффективности и получение прибыли.

Государственная политика РФ в области железнодорожного транспорта соответствует общей идеологии, Конституции Российской Федерации и декларируемым политическим руководством страны ориентирам. Она заключается в качественном улучшении транспортных услуг на железной дороге, обеспечении их равнодоступности наряду со снятием инфраструктурных ограничений экономики путем развития здоровой конкурентной среды и становлению рыночных отношений в отрасли, создании предсказуемых и долгосрочных правил игры для предпринимателей и инвесторов, когда конкуренция - это способ добиться нормальной ценовой политики и решить ряд социальных проблем. Важнейшее, это обеспечение потребностей граждан и производственного комплекса в услугах железнодорожного транспорта. Полномочия, данные Росжелдору, позволяют действовать для успешного достижения заявленной цели реформирования отрасли. При этом ключевыми направлениями деятельности агентства как органа исполнительной власти являются:

1. Обеспечение создания цивилизованной и эффективной конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок России, обеспечение благоприятного климата для развития рынка транспортных услуг

Данное направление деятельности реализуется путем решения следующих задач:

  • исполнение роли заказчика ФЦП, научно-исследовательских работ по разработке целевой модели рынка жд услуг;
  • контроль за использованием и эффективной реализацией объектов государственного имущества (данная задача была особенно актуальна в первые годы реформы, но остается на повестке дня и сегодня);
  • развитие механизмов государственно-частного партнерства;
  • обеспечение эффективного расходования средства Госинвестфонда; организация и проведение инвестиционных аукционов по строительству ключевых объектов инфраструктуры;
  • создание эффективной системы сертификации и регистрации подвижного состава.

Ключевым свойством Росжелдора как органа государственной власти при решении вышеперечисленных задач является наличие значительного экспертного потенциала и безусловной авторитетности специалистов агентства среди основных игроков формируемого рынка.

Прекращение полномочий Росжелдора на данном направлении приведет к стихийному течению процессов на рынке, формирование которого было не завершено, с непредсказуемыми последствиями. Частично данные функции могли бы быть переданы другим органам государственной власти, однако это привело бы к отсутствию централизованного управления процессом формирования рыночной конкурентной среды. Раздробленность данного функционала вынудила бы государственный аппарат «рефлекторно» и неэффективно реагировать на нарастающие деградационные процессы, которые потенциально могли бы привести к катастрофе в отрасли.

2. Поддержание ранее созданных механизмов цивилизованного рынка, их необходимая отладка и регулирование

Актуальность этого направления деятельности Росжелдора будет возрастать по мере развития и становления рыночных отношений в отрасли железнодорожных перевозок. Его реализация связана с решением следующих задач:

  • обеспечение равной доступности объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования для всех участников рынка;
  • принятие решения о временном ограничении погрузки и перевозки грузов в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, или вследствие хозяйственных проблем у операторов того или иного участка инфраструктуры общего пользования;
  • установление сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • санкционирование согласно единым правилам ввода-вывода новых объектов инфраструктуры (в т.ч. путей общего пользования), находящихся на балансе как коммерческих, так и государственных организаций;
  • сертификация продукции и услуг, аккредитация испытательных лабораторий, органов по сертификации и экспертов.

Отсутствие Росжелдора как исполнительного органа власти при реализации данного направления приведет к снижению авторитета государства в целом из-за отсутствия необходимого экспертного авторитета в отрасли, отсутствию координации при реализации различных задач, падению качества государственных услуг и, как следствие, к деградации ранее созданных рыночных механизмов, созданию условий для монополизации и/или недобросовестной конкуренции среди субъектов рыночных отношений.

3. Обеспечение транспортной безопасности

Учитывая специфику транспорта, который в силу своей природы и количества объектов является источником техногенной и криминогенной опасности, Росжелдор выступает не просто исполнителем функций по обеспечению транспортной безопасности, представлен носителем идеологического подхода к ее обеспечению. Помимо возложенных на него функций по категорированию и аккредитации объектов инфраструктуры, агентство работает в трех направлениях:

  • первое, это содействие в создании соответствующей нормативно правовой базы, взаимоувязка всех механизмов нормативного регулирования, создание в этой области единой надежной системы и обеспечение ее эффективного управления;
  • второе, это единая государственная система для реализации принятых законов и подзаконных актов;
  • третье, обеспечение эффективной работы системы, которая должна оперативно реагировать на вызовы и проявления актов незаконного вмешательства.

Росжелдор не осуществляет непосредственно контроль за безопасностью на железнодорожном транспорте, это и не является его функцией. Но Росжелдор может отслеживать соблюдение владельцами инфраструктуры нормативных актов, технических норм и правил как при проектировании и строительстве, так и при последующей эксплуатации железнодорожных путей с целью обеспечения безопасности движения и защиты от актов незаконного вмешательства.

Прекращение полномочий Росжелдора в этой сфере: во – первых, приведет к увеличению количества актов незаконного вмешательства в деятельность предприятий транспорта в виде террористических актов и расширением набора способов, с использованием которых они совершаются. Во-вторых, приведет к росту количества аварий, связанных с поставкой на рынок некачественной продукции или отклонением от требований технологических нормативов при производстве работ, которые выполняются в условиях движения поездов. В-третьих, функции контроля за обеспечением безопасности федерального железнодорожного транспорта и граждан может и должен осуществлять только компетентный государственный орган, а не частные организация или их конгломерат.

4. Росжелдор в сфере образования

Успешная реализация Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года в значительной степени зависит от её кадрового обеспечения, а следовательно, связана с деятельностью университетских комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта, которое осуществляет управление отраслевыми железнодорожными вузами. Инновационный путь развития железнодорожного транспорта в настоящее время не имеет альтернатив, что предъявляет новые требования к его форме и содержанию. В части образования Росжелдора имеет четкую позицию по основным задачам развития человеческих ресурсов железнодорожного транспорта на сегодняшний день и на долгосрочную перспективу.

Росжелдор, осуществляя управление отраслевыми вузами в железнодорожной сфере, обеспечивает сохранение единых стандартов профессионального образования, необходимых в силу специфики отрасли. Несмотря на развитие рыночных механизмов, железная дорога должна оставаться единым механизмом. Агентство выступает гарантом системы образования на железнодорожном транспорте, которая выполняет функцию социального лифта, открытые двери которого ведут в экономику, путевое хозяйство, производство и другие сферы, где всецело поддерживаются инициативы молодых людей, их предложения, где много внимания уделяется более тесному взаимодействию с потенциальными работодателями.

Неисполнение Росжелдором своих функций приведет к трем глобальным проблемам в сфере образования на железнодорожном транспорте:

Первая проблема, это падение объёма подготовки специалистов, связанного с падением спроса на них со стороны работодателей. В то время как в период до 2030 года Стратегией планируется построить более 20 тысяч километров новых железнодорожных линий. При этом, дополнительная потребность в специалистах на строительство и эксплуатацию этих линий должна возрасти.

Вторая проблема, будет упущено из вида понимание специфики перевозочного процесса, заключающегося во взаимодействии различных видов транспорта. Иначе говоря, управлять всеми видами транспорта необходимо как единым комплексом, независимо от формы собственности отдельных транспортных предприятий. В ситуации возрастания конкуренции между видами транспортных услуг, повышение социальной компетентности работников железнодорожного транспорта представляют собой принципиально важную стратегическую задачу. Процессы работы на транспорте становятся все более сложными, не только технически, но и организационно. Активно задействуются маркетинговые, информационные технологии. Растет значимость юридического и экологического сопровождения деятельности, логистики.

Третья проблема, частные компании в отличие от профильного государственного органа не смогут сберечь лучшие традиции, преемственность и качество высшего образования, работу профессоров, преподавателей, сотрудников университетов, их верность и понимание ответственности за будущее России.

Заключительная проблема - будет отсутствовать орган, способный решить следующие стратегические задачи:

  • разработка Государственных образовательных стандартов нового поколения, учебных планов ведущих специальностей и образовательных программ профильных дисциплин с привлечением работодателей;
  • участие в аккредитации образовательных учреждений представителей профильных ведомств, отраслевых союзов, крупных транспортных организаций и бизнеса;
  • закрытие всех дисциплин новейшими учебниками и учебными пособиями;
  • активизирование работы по созданию электронных учебников и библиотек, повышение качества издаваемой литературы;
  • проведение целенаправленной работы по укреплению и воспроизводству профессорско-преподавательского состава.

Повышение качества обслуживания, - снижение транспортных издержек в экономике, - повышение конкурентоспособности железных дорог России на мировом транспортном рынке невозможно без осуществления значительных финансовых вливаний в развитие инфраструктуры и модернизацию технических средств. Необходимы инвестиции, - когда инвесторы будут конкурировать между собой за право вкладывать деньги в железнодорожный комплекс. Не случайно базовой целью реформы железных дорог является создание условий для притока инвестиций. В этой связи основопологающей задачей является: завершение необходимых мероприятий для реализации всех функций Агентства, предусмотренных Положением и практическое разграничение функций , связанных с реализацией государственной политики.

Для эффективной работы в Агентстве создан Совет, позволяющий скоординировать действия руководителей и всего аппарата Агентства, территориальных управлений и подведомственных предприятий.С целью привлечения организаций железнодорожного транспорта, пользователей его услугами и заинтересованных организаций к участию в подготовке предложений по формированию и реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта сформирован Общественный совет при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. 

Последнее изменение страницы: 24.10.2015 12:04
  • Издательство Дороги- каталог-справочник Президент РФ Правительство России Минтранс России Федеральный портал управленческих кадров Транспорт России. Печатный орган Минтранса России Официальный интернет-портал правовой информации
  • Президент РФ Правительство России Минтранс России Федеральный портал управленческих кадров Транспорт России. Печатный орган Минтранса России Официальный интернет-портал правовой информации Издательство Дороги- каталог-справочник
  • Правительство России Минтранс России Федеральный портал управленческих кадров Транспорт России. Печатный орган Минтранса России Официальный интернет-портал правовой информации Издательство Дороги- каталог-справочник Президент РФ
  • Минтранс России Федеральный портал управленческих кадров Транспорт России. Печатный орган Минтранса России Официальный интернет-портал правовой информации Издательство Дороги- каталог-справочник Президент РФ Правительство России
  • Федеральный портал управленческих кадров Транспорт России. Печатный орган Минтранса России Официальный интернет-портал правовой информации Издательство Дороги- каталог-справочник Президент РФ Правительство России Минтранс России
  • Транспорт России. Печатный орган Минтранса России Официальный интернет-портал правовой информации Издательство Дороги- каталог-справочник Президент РФ Правительство России Минтранс России Федеральный портал управленческих кадров
  • Официальный интернет-портал правовой информации Издательство Дороги- каталог-справочник Президент РФ Правительство России Минтранс России Федеральный портал управленческих кадров Транспорт России. Печатный орган Минтранса России